В связи с увеличением количества фермерских, подсобных и приусадебных хозяйств, наблюдается значительный рост средств малой механизации сельскохозяйственного труда – миритракторов, самодельных тракторов и мотоблоков.
В связи с этим, многих интересует правовой статус новоприобретенных машин. А именно – нуждается ли техника в госрегистрации и нужны ли для управления ею права.
Сразу можем ответить однозначно: мотоблок со штатным прицепом транспортным средством не является и регистрации не требует. В правилах дорожного движения (ПДД) понятия «мотоблок» также нет. По идее это означает, что в России, равно как и в Украине, никакие права на управление мотоблоком не нужны.
Однако Интернет просто пестрит сообщениями и видео, сообщающими о злоупотреблениях ГАИ (в Украине – ДАИ) в связи с данным вопросом. Поэтому во избежание эксцессов, лучше иметь при себе права с открытой категорией А, дающей право управления мотоциклом, вряд ли даже у самого придирчивого автоинспектора получится идентифицировать мотоблок с прицепом как-либо иначе, чем трехколесный мотоцикл.
С мотоблоком, переделанным в минитрактор, уже сложнее. Транспортным средством он по-прежнему не является, но может быть классифицирован как самоходная сельхозтехника. Это может повлечь за собой необходимость регистрации техники в Ростехнадзоре (в Украине – Гостехнадзор или Держтехнагляд). Процедура это крайне нежелательная, так как влечет собой экспертизу с целью выяснения соответствия минитрактора принятым стандартам. За ваш, разумеется, счет.
До недавнего прошлого регистрации (а, следовательно – сертификации) самоделки в Украине можно было, если объем двигателя не превышает 50 кубов. Но на данный момент это правило уже утратило силу. Выход в данном случае можно предложить следующий. Вряд ли вам доведется встретить автоинспектора в поле или огороде. Дороги между полями закон определяет как «технологические проезды», которые также не являются «епархией» автоинспекции. Во время перевозки по дорогам общего пользования, необходимо помещать самодельный трактор в прицеп-трейлер.
У вас, вероятно, возник вопрос: если сельхозтехника проходит регистрацию в технадзоре, при чем же здесь автоинспекция? Вносим ясность: именно Государственная автоинспекция отвечает в России и Украине за законность всего, что ездит по автомобильным дорогам.
Минитракторы заводского производства однозначно нуждаются в регистрации в органах технического надзора, но пугаться вам в данном случае нечего: экспертиза на соответствие стандартам не потребуется. Такую экспертизу уже оплатил производитель либо его официальный представитель дистрибьютор.
Исключение может составлять техника, которую вы заказываете из-за рубежа через Интернет. Если техника не продается официально в России или Украине при встрече с официальными представителями данных государств, могут возникнуть неприятные моменты. Обязательно следует учесть этот момент при покупке.
Не избежать вам и получения прав. Только привычные автомобильные права вам не пригодятся, права на управление сельхозтехнкой (минитракторами в том числе) выдаются органами технического надзора. Официально этот документ называтся удлстоверением тракториста-машиниста и имеет шесть категорий от A до F.
Категория A имеет несколько субкатегорий, но нам углубляться в такие подробности смысла нет, так как удостоверение категории A дает право управлят внедорожной авто-мототехникой. От квадроциклов, снегоходов и мотонарт (вот это вам точно вряд ли пригодится) до тяжелых колесных и гусеничных вездеходов и тягачей.
Категория F тоже не про нас, обладатели удостоверений машигиста-тракториста этой категории получают право управлять самоходной сельхозтехникой, например, комбайнами или самоходными сеялками.
Остальные категории, дающие право управления разнообразными тракторами представлены вам в виде таблицы:
Категория | Тип ходовой части | Мощность двигателя,кВт |
B | Гусеничная и колесная | До 25,7 |
C | Колесная | 25,7-110,3 |
D | Колесная | Свыше 110,3 |
E | Гусеничные | Свыше 25,7 |
Подводя итоги, можем сказать, что вопрос «права на минитрактор – нужны или нет?» не имеет однозначного ответа. Необходимо разбираться с каждым конкретным случаем. Следует также отметить: если вы собираетесь эксплуатировать минитрактор в черте города, водитель (машинист) помимо удостоверения должен также иметь доопуск на соответствующий вид работ. По данному вопросу вам лучше сразу обратиться в органы технического надзора по месту жительства.
6 комментариев на запись “Нужны ли права на минитрактор в России и Украине”
Здравствуйте , подскажите пожалуйста нужны ли права на мини трактор Уралец 160 мощность двигателя 16 л , если да , то какой категории.
Здравствуйте нужны ли права на минитракор если он работает только в пределах садового участка
Добрый день! Подскажите пожалуйста нужны ли права на минитрактор Уралец 220 мощность двигателя 22 л. с. , если да , то какой категории?
У меня минитрактор Уралец 180-18л.с.,нужны ли мне права?
Нужны ли права на минитрактор мощность двигателя 4,5
здраствуйте ,подскажите пожалоста какие нужны документы на самодельний трактор з двигателём 9лс
Оставить комментарий